Ведущие российские вузы завершают подведение итогов приемной кампании: средний балл ЕГЭ вместе с конкурсом на место в 2019 году растут, абитуриенты точно улавливают современные тренды и понимают потребности рынка труда.
По данным Рособрнадзора, в основном периоде ЕГЭ-2019 приняли участие почти 750 тысяч человек, из них 662 тысячи — выпускники текущего года. Госэкзамен прошел во всех регионах России и 54 странах за рубежом. Для проведения было задействовано более 5 тысяч экзаменационных пунктов и около 51 тысячи аудиторий.
Балл ЕГЭ
Средний балл зачисленных на бюджет в РЭУ имени Г.В. Плеханова по общему конкурсу составил 89,4. Относительно прошлого года он увеличился на 1,2.
«Объективно это связано с тем, что средний балл ЕГЭ по некоторым предметам — таким как математика, иностранный язык, информатика — вырос по стране в целом. И, конечно, рейтинг вуза и трудоустройство после его окончания тоже имеют немаловажное значение», — отметила председатель приемной комиссии вуза Аюрика Батуева.
Конкурс на бюджетный прием в Плехановке составил 36,6 человек на одно место, также вырос прием на внебюджет. Средний балл поступивших составил 73,2, а конкурс достиг 6,7 человек на одно место.
Положительно оценивают итоги приемной кампании и в технических вузах.
«Прием этого года в нашем университете прошел успешно. Впервые средний балл ЕГЭ по всем направлениям подготовки и специальностям превысил 90 баллов. Средний балл ЕГЭ всех поступивших в МИФИ в 2019 году — 93,5 (в 2018 году — 90,3), а поступивших по общему конкурсу (без льготных категорий) — 95,4 (в 2018 году — 92,3)», — рассказала проректор МИФИ Елена Весна.
По ее словам, конкурс составил более 25 заявлений на одно бюджетное место. «Среди поступивших в 2019 году 45% имеют аттестат с отличием, 46% являются призерами и победителями олимпиад, в том числе, Всероссийской олимпиады школьников», — добавила Весна.
В Московском государственном педагогическом университете (МГПУ) средний балл зачисленных на бюджет составил 81,9, что почти на два балла выше, чем в прошлом году. А среди принятых — 30 победителей олимпиад, что также вдвое больше, чем в прошлом году.
«Я положительно оцениваю итоги приемной кампании этого года. К нам пришло почти на 1000 абитуриентов больше, чем в прошлом году. То есть можно говорить о том, что вырос интерес к педагогическим вузам и педагогическому образованию в целом», — отметил ректор МГПУ Игорь Реморенко.
IT в приоритете
«Как обычно, наиболее востребованными в МГПУ оказались такие направления подготовки, как иностранный язык, была менее востребована юриспруденция, большой интерес поступающие проявили к спортивной журналистике и к ряду специальностей в области информационных технологий», — отметил Реморенко.
По его мнению, нынешние абитуриенты выбирают не профессию, а направление подготовки.
«Безусловно, ребята ориентируются на рынок труда, но еще их привлекает возможность работать в разных отраслях и сферах. Например, популярность информационных технологий связана с тем, что этот вид деятельности не привязан жестко к одному какому-то месту, а есть возможность корректировать карьеру в течение жизни», — добавил ректор.
Аналогичные тенденции отмечаются в других вузах.
«Традиционно наиболее популярными направлениями у нас являются экономические и гуманитарные — это экономика, менеджмент, реклама и связи с общественностью, гостиничное дело, лингвистика, таможенное дело, экономическая безопасность», — рассказала Батуева.
По ее словам, в последние два года увеличился средний балл по направлениям, связанным с информационными технологиями. На фоне цифровизации экономики растет интерес школьников к техническим наукам.
На рынке труда существенный спрос на специалистов в области диджитал-маркетинга, управления цифровыми проектами и разработчиков.
Это очевидный тренд, и абитуриенты подхватывают эти направления подготовки, считают в Плехановке.
Среди самых востребованных направлений подготовки и специальностей в МИФИ, наряду с IT направлениями, — «Ядерные физика и технологии», «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», «Мехатроника и робототехника», «Лазерная техника и лазерные технологии», «Биотехнические системы и технологии».
По мнению Елены Весны, это говорит о продолжающемся росте интереса к инженерным специальностям. «В университет пришли ребята, взаимодействующие с МИФИ на протяжении 2-3 лет. Это говорит о том, что нынешние абитуриенты делают свой выбор осознанно», — подчеркнула Весна.
Сегодняшние абитуриенты — кто они?
Представители вузов признают тот факт, что современные абитуриенты стали более целеустремленными и осознанно делают свой выбор.
«Если раньше у абитуриентов была задача поступить на бюджет, не важно в какой вуз, лишь бы учиться бесплатно, или они выбирали вуз поближе к дому, чтобы добираться было удобно, то сейчас доля таких ребят уменьшилась в разы», — отметила Батуева.
Сейчас родители и дети чаще всего задают такие вопросы: «А какая у вас образовательная программа? Какие предметы изучают? Кем мой ребенок будет работать? Какую зарплату будет получать после того, как окончит университет?» Иногда даже до курьезных случаев доходит: например, требуют показать конкретного «живого» преподавателя».
«Абитуриенты хотят не просто получить высшее образование, а стремятся поступить в конкретный вуз. Практически сошло на нет число абитуриентов, поступивших МИФИ “для подстраховки”, а затем (после нулевого или первого этапа зачисления) отчислившихся ради поступления в другой вуз, который они считали для себя более приоритетным. Есть и те, кто, оценив свои шансы при поступлении по конкурсу на московскую площадку, решили поступать в филиалы университета, понимая, что здесь им тоже гарантировано высокое качество образования. Например, у нас есть региональные подразделения, расположенные рядом с ведущими ядерными центрами мирового уровня, их сотрудники преподают в университете», — рассказала Весна.
Проректор МИФИ отмечает и еще одну особенность абитуриентов нынешнего года — это широта и разнообразие интересов: практически все поступающие воспользовались правом учета индивидуальных достижений.
Плюс к баллу
В МИФИ среди поступавших очень многим ребятам зачли в качестве индивидуальных достижений результат предпрофессионального экзамена, который сдают учащиеся инженерных, медицинских, академических классов Москвы. Дополнительные баллы получили также призеры и победители конкурсов профессионального мастерства JuniorSkills и WorldSkillsJunior.
«Для университета важно, чтобы абитуриенты не только проявили интерес к профессии, но и имели сложившиеся практико-ориентированные инженерные компетенции. Мы дали широкую возможность учитывать эти достижения, и ребята этим воспользовались. Были опасения, что это снизит ключевой показатель качества приема — балл ЕГЭ. Но оказалось, что мотивированные ребята имеют высокие баллы ЕГЭ», — отметила Весна.
В Плехановке дополнительные баллы начисляют за документы об образовании с отличием, за ГТО и за участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, которые проводятся университетом.
По словам представителей вузов, как правило, абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ подтверждают свой уровень знаний в процессе учебы. Об этом свидетельствуют промежуточные мониторинги знаний первокурсников, проводимые в вузах.