[bvi]

Участники ГИА-9 с ОВЗ

Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды (далее вместе – лица с ОВЗ)

Нормативные правовые документы, регламентирующие проведение ГИА для лиц с ОВЗ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023, регистрационный № 73292);
  • Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

Для обучающихся с ОВЗ не предусматривается освобождение от прохождения ГИА.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

  Допуск к ГИА 

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Для участников с ОВЗ, инвалидов, детей-инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность итогового собеседования по русскому языку увеличивается на 30 минут.

Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии о создании специализированных условий для прохождения ГИА (далее — ПМПК), проведение итогового собеседования по русскому языку может быть организовано на дому.

 Необходимые документы для создания специальных условий при прохождении участником с ОВЗ ГИА 

Лица с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ при подаче заявления на участие в экзаменах предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК о создании специальных условий при проведении ГИА, с обязательным указанием перечня условий, которые необходимо создать участнику при прохождении экзаменов, учитывающих состояние здоровья участника и особенности психофизического развития.

Обучающимся, которые относятся к иным категориям участников экзамена (язва, астма, диабет, травма, онкология и т.д.) также необходимо создание специальных условий при прохождении итогового собеседования и ГИА. Для создания специальных условий прохождения итогового сочинения (изложения) и ГИА такие участники также предоставляют оригинал или заверенную копию заключения ПМПК с указанием перечня необходимых условий.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ И ИНВАЛИДЫ для подтверждения статуса предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – Справка МСЭ).

В заявлении участники ГИА проставляют отметку о необходимости создания специальных условий с указанием реквизитов подтверждающего документа, а также указывают перечень необходимых условий.

 Форма ГИА и выбор учебных предметов 

Лица с ОВЗ могут самостоятельно выбирать форму прохождения ГИА (основной государственный экзамен (ОГЭ) или государственный выпускной экзамен (ГВЭ))При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ) по разным предметам.

ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ или ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим учебным предметам: экзамены по русскому языку и математике – обязательным учебным предметам и учебным предметам по выбору участников (физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский), информатика, родным языкам и родной литературе.

Для обучающихся с ОВЗ, инвалидов, детей-инвалидов по их желанию ГИА проводится только по ДВУМ обязательным учебным предметам (русскому языку и математике).

Повторно допускаются к участию в экзамене по соответствующему учебному предмету в резервные дни участники ГИА:

  • проходящие ГИА только по обязательным учебным предметам, в случае получения неудовлетворительного результата по одному из обязательных учебных предметов;
  • проходящие ГИА по четырем предметам, в случае получения неудовлетворительных результатов не более чем по двум учебным предметам из числа выбранных.

 Условия проведения ГИА 

Рекомендации ПМПК (коллегиальное заключение ПМПК о создании специальных условий при проведении ГИА) должны описывать все условия, которые необходимо создать конкретному участнику для прохождения им итогового собеседования по русскому языку и ГИА, учитывающие состояние его здоровья, особенности психофизического развития.

Справка МСЭ не содержит информации о перечне условий и необходимости их создания для участника, которому она выдана. На основании предъявленной справки МСЭ участник имеет возможность выбрать форму прохождения ГИА (ОГЭ или ГВЭ по каждому из предметов), выбрать прохождение ГИА только по двум обязательным предметам, а также он будет распределен в специализированную (отдельную) аудиторию с увеличением продолжительности экзамена на 1.5 часа.

Для лиц с ОВЗ на основании заключения ПМПК возможно создание следующих условий при прохождении ГИА:

  • присутствие ассистента, оказывающего участнику необходимую техническую помощь с учетом его индивидуальных возможностей, помогающего занять рабочее место, передвигаться и ориентироваться в ППЭ, заполнить регистрационные поля бланков, прочитать или записать задание, перенести ответы на задания КИМ в бланки и т.п.;
  • беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, расположение аудитории на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических процедур во время проведения экзамена;
  • организация ППЭ на дому, на базе медицинской организации (при наличии медицинского заключения об обучении на дому или медицинского заключения, подтверждающего нахождение обучающегося в медицинской организации);
  • использование в процессе сдачи экзамена необходимых технических средств (в том числе выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере);
  • проведение экзаменов в форме ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию; увеличение продолжительности выполнения заданий КИМ ОГЭ по иностранным языкам, требующих предоставления участникам ОГЭ устных ответов, — на 30 минут, увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ С ОВЗ

  Для слепых и поздноослепших участников 

  • экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
  • на экзамен может быть допущен тифлопедагог (как ассистент), который оказывает помощь в передвижении, при необходимости в прочтении задания, переводит работу участника ГИА из рельефно-точечного шрифта и оформляет ее на бланке ГИА.
  • рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.

Особенности экзаменационных работ ГВЭ для слепых и поздноослепших участников по обязательным предметам:

— русский язык – форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием); особенность текстов в минимизации визуальных образов.

— математика — особенности текстов и заданий в минимизации визуальных образов.

  Для слабовидящих участников 

  • соблюдаются нормы освещенности рабочего места для данной категории участников (освещенность рабочего места в аудитории должна быть равномерна и составлять не менее 300 люкс);
  • контрольные измерительные материалы ГВЭ оформляются с использованием увеличенного шрифта до 16-18 pt и шрифтами без засечек.
  • допускается использование индивидуальных увеличительных средств и масштабирование контрольных измерительных материалов и бланков ГИА (до размера A3);
  • на экзамен может быть допущен тифлопедагог или ассистент, который оказывает помощь в передвижении, при необходимости в прочтении заданий, оформления работы на бланке ГИА;
  • рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету;
  • на экзамен может быть допущен ассистент, который оказывает помощь в передвижении и расположении участника на рабочем месте, заполнении регистрационных полей бланков, перенос ответов в бланки, а также (при необходимости) в прочтении задания КИМ.

Особенности экзаменационных работ ГВЭ для слабовидящих участников по обязательным предметам:

— русский язык – форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием); особенности текстов — в минимизации визуальных образов;

— математика — особенности текстов и заданий в минимизации визуальных образов.

 Для глухих и позднооглохших 

  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик, который оказывает помощь в передвижении, общении с работниками пункта проведения экзамена, при необходимости в прочтении заданий, оформления работы на бланке ГИА;
  • текстовая форма инструкции по заполнению бланков ГИА;
  • рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.
  • ассистент-сурдопереводчик осуществляет (при необходимости), жестовый перевод и разъяснение непонятных слов.

 Особенности экзаменационных работ ГВЭ для глухих и позднооглохших:

 русский язык — форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием); звуковые образы в текстах сведены к минимуму;

— математика — 14 заданий с кратким ответом.

  Для слабослышащих и кохлеарно имплантированных  участников 

  • аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
  • ассистент-сурдопереводчик осуществляет (при необходимости), жестовый перевод и разъяснение непонятных слов;
  • текстовая форма инструкции по заполнению бланков ГИА;
  • рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.

Особенности экзаменационных работ ГВЭ для слабослышащих и кохлеарно имплантированных:

 русский язык — форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием); звуковые образы в текстах сведены к минимуму;

— математика — 14 заданий с кратким ответом.

  Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата 

  • специализированная (отдельная) аудитория в ППЭ должна находиться на первом этаже;
  • обеспечивается свободный доступ участников в аудитории и туалетные помещения;
  • данная категория участников имеет возможность участия в ГВЭ по обязательным учебным предметам в устной форме;
  • рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету;
  • ассистенты могут (при необходимости) в течение всего экзамена оказывать помощь в сопровождении участников экзамена с ограниченной мобильностью (помогают сменить положение в колясках, креслах, лежаках, фиксировать положение в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п.). При выполнении участником экзамена экзаменационной работы на компьютере ассистент распечатывает ответы участника экзамена и переносит информацию на бланки ГИА;
  • при выполнении работы на компьютере ассистент переносит работу участника на стандартные бланки ГИА, оказывает помощь в оформлении регистрационных бланков участника;
  • наличие в ППЭ пандусов и поручней, в специализированной (отдельной) аудитории – специальные кресла, медицинские лежаки – для детей, которые не могут долго сидеть.

Особенности экзаменационных работ ГВЭ для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:

Осваивающих вариант 6.1 ФАОП ООО:

— русский язык — форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием);

— математика — 14 заданий с кратким ответом.

Осваивающих вариант 6.2 ФАОП ООО:

— русский язык — форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием или на выбор участника осложненное списывание);

— математика — 10 заданий с кратким ответом базового уровня.

 Для участников ГИА с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным образовательным программам 

  • рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.

Особенности экзаменационных работ ГВЭ для участников ГИА с задержкой психического развития по обязательным предметам:

— русский язык — форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием или на выбор участника осложненное списывание);

— математика — 10 заданий с кратким ответом базового уровня.

 Для участников ГИА с расстройствами аутистического спектра 

  • на пункте проведения экзамена и в аудитории присутствует ассистент, которым может быть назначен родитель, законный представитель участника или социальный работник, прикрепленный к участнику;
  • при выполнении работы на компьютере, ассистент переносит работу участника на стандартные бланки ГИА, оказывает помощь в оформлении регистрационных бланков участника;
  • рабочее место может быть оборудовано компьютером, не имеющим выхода в сеть «Интернет» и не содержащим информации по сдаваемому учебному предмету.

Особенности экзаменационных работ ГВЭ для участников ГИА с расстройствами аутистического спектра по обязательным предметам:

— русский язык – форма экзамена диктант;

— математика – 14 заданий с кратким ответом.

Особенности экзаменационных работ ГВЭ для участников с тяжелым нарушением речи:

— русский язык — форма экзамена (сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием или на выбор участника осложненное списывание);

— математика — 14 заданий с кратким ответом.

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИЙ УЧАСТНИКОВ ГИА С ОВЗ 

При рассмотрении апелляции участника ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участника экзамена ребенка-инвалида и инвалида, подавшего апелляцию, помимо родителей (законных представителей) также могут присутствовать сурдопереводчик (для рассмотрения апелляций глухих участников ГИА), тифлопереводчик (для рассмотрения апелляций слепых участников ГИА) и ассистент (при необходимости).

Контактный телефон специалиста отдела организации и сопровождения государственной итоговой аттестации по вопросам организации итогового собеседования по русскому языку и ГИА-9 для участников с ОВЗ (3652) 547-649.