Участники ГИА-9 — это для Вас

Уважаемые выпускники!

Информационные листки и методические рекомендации ГКУ «Центр оценки и мониторинга качества образования»

Информационный листок № 2 «Наши контакты»

Информационный листок № 3 «Всероссийские проверочные работы — 2025»

Информационный листок № 4 «Национальные сопоставительные исследования качества общего образования»

Информационный листок № 9 «Регистрация на ГИА-9 в 2024/2025 учебном году»

Информационный листок № 10 «Итоговое собеседование (ИС) по русскому языку в 2024/2025 учебном году»

Методические рекомендации для организации информационно-разъяснительной работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах в образовательных организациях на 2024/2025 учебный год

В данном разделе размещены актуальные материалы, которые помогут подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ)

Документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года:

 — кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена;

 — спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;

 — демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Перечень  стандартного программного обеспечения, предоставляемого участнику для выполнения ОГЭ  по информатике в компьютерной форме в 2024 году на территории Республики Крым

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ГИА-9 проводится в формах основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) и (или) государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).

ГИА-9 включает в себя четыре экзамена по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна по двум учебным предметам из числа учебных предметов: «Биология», «География», «Иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский)», «Информатика», «История», «Литература», «Обществознание», «Физика», «Химия» (далее – учебные предметы по выбору).

Лицам, изучавшим родной язык и родную литературу при получении основного общего образования, предоставляется право при прохождении ГИА выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе. ГИА-9 по родному языку и/или родной литературе проводится в форме ГВЭ.

Общее количество экзаменов в 9 классах не должно превышать четырех экзаменов. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов, по их желанию, сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.

 Регистрация на ГИА-9

Регистрация на ГИА-9 осуществляется с 23 декабря 2024 года до 1 марта 2025 года (включительно).
Для обучающихся, не имеющих возможности по уважительным причинам (подтвержденным документально), пройти ГИА-9 в основные сроки, ГИА проводится в досрочный период по решению председателя государственной экзаменационной комиссии Республики Крым (далее – ГЭК).
Для прохождения ГИА в досрочный период допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое собеседование по русскому языку, и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс по образовательной программе основного общего образования не ниже удовлетворительных) и получившие допуск педсовета образовательной организации.

Регистрацию выпускников текущего года осуществляют ОО, в которых выпускники осваивают образовательные программы основного общего образования, определенные местами регистрации на ГИА-9, экстернов – образовательные организации по выбору экстернов.

Комплект документов для регистрации:

  • Заявление на участие в ГИА-9 с указанием формы прохождения (ОГЭ/ГВЭ) и перечня выбранных предметов (подается обучающимися лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями)). При сочетании двух форм проведения ГИА-9 участник заполняет два соответствующих заявления: на участие в ОГЭ и на участие в ГВЭ.
  • Копия документа, удостоверяющего личность;
  • Копия СНИЛС;
  • Оригинал и копию документа, подтверждающего прохождение промежуточной аттестации (для лиц со справкой об обучении, не прошедших ГИА в предыдущие годы).

 

Регистрация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления на итоговое собеседование по русскому языку и ГИА-9 предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК.

Особенности регистрации на ГИА-2025 учащихся образовательных организаций Республики Крым, ранее прибывших с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

 Учащиеся ОО Республики Крым, прибывшие начиная с 2021/2022 учебного года с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, допускаются к ГИА при условии отсутствия академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных) и имеющие зачет по итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классах. 

Участники ГИА-9, прибывшие из новых регионов России, самостоятельно принимают решение о выборе формы прохождения ГИА-9 (ГВЭ или ОГЭ). Также они могут изменить выбранную ранее форму. Для этого необходимо подать заявление в ГЭК региона не позднее чем за две недели до дня начала соответствующего экзамена.

Участники проходят ГИА-9  по обязательным учебным предметам «Русский язык» и «Математика» и по двум предметам по выбору из числа следующих учебных предметов: биология, география, иностранные языки, информатика, история, литература, обществознание, физика и химия.

Для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их выбору проводится в форме ОГЭ или в форме ГВЭ только по обязательным учебным предметам. Допускается сочетание различных форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ).

Участники регистрируются до 1 марта 2025 года (включительно) предоставляя комплект документов для осуществления регистрации, а именно:

  • заявления на сдачу ГИА;
  • копии документа, удостоверяющего личность;
  • для участников, выбравших ГВЭ, необходимо предоставить также копии документов, подтверждающие прибытие учащихся с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (приказы о зачислении обучающихся в ОО Республики Крым, выписки с личных дел, миграционные карты, табели учебных достижений обучающихся с предыдущих мест учебы и др.);
  • для участников с ОВЗ – копии рекомендаций ПМПК, участников – инвалидов и детей-инвалидов – оригиналы или надлежащим образом заверенные копии справки, подтверждающей инвалидность, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и оригиналы или надлежащим образом заверенные копии рекомендаций ПМПК.

Участники с ОВЗ обязательно заполняют соответствующие поля в заявлении, указывая перечень условий, которые им необходимо создать для прохождения ГИА в ППЭ согласно медицинским показаниям (перечень необходимых условий обозначается отметкой в соответствующем поле в заявлении, если таковые не представлены в заявлении, условия прописываются в специально отведенном для этого месте в заявлении), а также вписывают в заявление реквизиты медицинского документа.

Заявления на участие в ГИА подаются обучающимися лично или их родителями (законными представителями).

Внесение изменений в регистрационные данные после 1 марта 2025 года

Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных ими в заявлении экзаменов, а также форму ГИА (лица с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды) и сроки участия в ГИА только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае обучающийся подает заявление в Государственную экзаменационную комиссию Республики Крым (далее – ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА-9, и (или) измененной формы ГИА, сроков участия в ГИА, а также причины изменения заявленных ранее предметов, формы и сроков ГИА. Указанное заявление подается не позднее, чем за 2 недели до начала соответствующих экзаменов.

Обучающиеся, экстерны, не зарегистрировавшиеся в установленные сроки после 1 марта подают заявление на ГИА в ГЭК только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально и не позднее, чем за две недели до начала соответствующего экзамена.

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Итоговое собеседование как условие допуска к ГИА-9 проводится для обучающихся 9-х классов, в том числе для:

  • экстернов;
  • обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (далее – обучающиеся с ОВЗ);
  • экстернов с ОВЗ, экстернов детей-инвалидов и инвалидов (далее – экстерны с ОВЗ);
  • обучающихся по состоянию здоровья на дому;
  • обучающихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление в школу, в которой они обучаются, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.

Обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предоставляют копию рекомендаций ПМПК, оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность). 

Результат итогового собеседования как допуск к ГИА действует бессрочно.

Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования

Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (12.02.2025) – основная дата, во вторую рабочую среду марта (12.03.2025) и третий понедельник апреля (21.04.2025) – дополнительные даты.

Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15-16 минут.

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, экстернов с ОВЗ продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (общая продолжительность для указанной категории может составлять в среднем 45 минут).

В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость, инструктаж участника собеседования собеседником по выполнению заданий  КИМ до начала процедуры и др.).

Подготовка к проведению итогового собеседования в школе

Итоговое собеседование проводится в школах. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования).

Для проведения итогового собеседования выделяются:

  • аудитории проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования,
  • аудитории ожидания/подготовки, в которых участники ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании,
  • аудитории для участников, прошедших итоговое собеседование.

Во время проведения итогового собеседования в аудитории проведения ведется аудиозапись (поточная и индивидуальная).

Процедура проведения итогового собеседования

Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени.

Технология проведения итогового собеседования предполагает устное выполнение участниками заданий КИМ.

КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя:

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА вслух,

ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ текста с включением приведенного высказывания,

МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ по одной из выбранных тем,

ДИАЛОГ с собеседником.

Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете школы (на уроке) или в аудитории ожидания/подготовки.

Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения согласно списку.

Во время проведения итогового собеседования участникам необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и черную гелиевую ручку.

При этом ЗАПРЕЩАЕТСЯ иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

В случае нарушения участник будет удален с итогового собеседования, о чем будет составлен «Акт об удалении».  

При входе в аудиторию проведения участник занимает автоматизированное рабочее место рядом с собеседником, прослушивает инструктаж по выполнению работы и приступает к выполнению заданий.

Собеседник фиксирует  в ведомости данные о каждом участнике (ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, время начала ответа и время окончания ответа), а после завершения выполнения заданий каждый участник ставит свою подпись в этой ведомости.

Проверка ответов каждого участника итогового собеседования может осуществляться экспертом как непосредственно в процессе ответа участника, так и по завершении проведения итогового собеседования по аудиозаписи ответов участников.

В случае, если проверка устных ответов участников итогового собеседования будет осуществляться по аудиозаписи, необходимо дать участнику прослушать аудиозапись своего ответа.

В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам». Такому участнику предоставляется возможность повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные сроки.

Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников (обучающихся и экстернов) итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

Для отдельных категорий участников итогового собеседования с ОВЗ определен перечень заданий итогового собеседования и шкала оценивания с минимальным количеством баллов, которое необходимо для получения «зачета», отличным от минимального количества баллов для остальных категорий участников. Указанным участникам предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.

Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.

Для слабослышащих участников итогового собеседования:

оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.

Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:

привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;

Для слепых участников итогового собеседования:

оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.

Для слабовидящих участников итогового собеседования:

копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в увеличенном размере;

обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;

индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

Для участников с расстройствами аутистического спектра:

привлечение в качестве собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования, в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника).

Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).

Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК.

Порядок утверждения результатов и информирования о результатах участников итогового собеседования

Результатом итогового собеседования является «зачёт» или «незачёт».

Результаты итогового собеседования утверждаются приказами Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не позднее чем через 12 календарных дней после соответствующей даты поведения итогового собеседования.

Местами ознакомления с результатами участников итогового собеседования являются места их регистрации на участие в итоговом собеседовании (школы). Ознакомление проходит не позднее чем через два дня после их утверждения приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым под подпись и в индивидуальном порядке.

Повторный допуск к сдаче итогового собеседования

Повторно допускаются к сдаче итогового собеседования в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие участники:

— получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);

— удаленные с итогового собеседования за нарушение Порядка;

— не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

— не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Проведение повторной проверки и перепроверки итогового собеседования

В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования участникам итогового собеседования при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку муниципальной комиссией аудиозаписей устного ответа участника итогового собеседования.