Единая система оценки качества образования, наряду с государственной итоговой аттестацией для учащихся 9 и 11 классов, включает Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования (НИКО), исследования компетенции учителей, участие в международных исследованиях. ВПР введены в практику работы школ с 2015 года.
Разработали ВПР для того, чтобы оценить уровень подготовки школьников всех образовательных организаций России и проверить, соответствуют ли их знания требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
ВПР – исключительно мониторинговые процедуры и проводятся для использования школами.
Особенность ВПР – единые для всей страны задания, варианты для разных часовых зон абсолютно одинаковы по сложности.
Также применяются единые стандартизированные критерии оценивания.
Результаты проверочных работ нужны самим школьникам и их родителям: они смогут оценить, насколько школа дает хорошие знания. Результаты интересны педагогам: они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. Директора школ имеют возможность непредвзято оценить работу учителей. Органы управления образованием видят «проблемные» школы, для которых разрабатывают методы поддержки.
Главное требование — обеспечить открытость проведения работы, чтобы результатам можно было доверять. От школ ожидаются объективные проверки работ, объективные результаты.
Напомним, в 2017 году Всероссийские проверочные работы пройдут в апреле и мае.
Четвероклассники всех учебных заведений Российской Федерации, в том числе и Республики Крым, в штатном режиме будут сдавать русский язык, математику и окружающий мир.
Пятиклассники в режиме апробации — русский язык, математику и историю.
Для выпускников 11 классов ВПР будут проведены в режиме апробации по физике, химии, биологии, географии, истории.
Здесь хочется отметить важность контрольных испытаний по истории. По решению Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым по учебному предмету «История» учащиеся всех общеобразовательных организаций республики проходят мониторинговые исследования.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, выступая перед учителями истории РФ, отметил о введении в штатный режим всероссийских проверочных работ по истории.
«В 2017 году состоится апробация ВПР по истории в 5 и 11 классах, в следующем – в 5 классах ВПР по истории планируется ввести в штатный режим», – заявил глава ведомства на всероссийской конференции Ассоциации учителей истории и обществознания.
Он отметил важность системной подготовки на протяжении всего курса изучения истории в школе. «Всероссийские проверочные работы, как часть единой системы оценки качества образования, призваны своевременно диагностировать пробелы в знаниях. Когда непонимание нарастает как снежный ком – становится все труднее учиться дальше. Возникают проблемы в написании государственной итоговой аттестации. Всероссийские проверочные работы позволяют школам проводить самодиагностику, информировать родителей об уровне знаний ребенка, принимать меры к совершенствованию качества преподавания», — сказал Сергей Кравцов.
Апробация ВПР по истории в 2017 году пройдет 25 апреля в 5 классах и 18 мая – для учащихся 11 классов, не выбравших этот предмет для сдачи единого государственного экзамена.
Хочется также отметить, что по решению Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым определены обязательными проверочные работы по биологии, физике, химии, географии для обучающихся 11 профильных классов.
В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету. Не используются задания с выбором ответа из готовых вариантов. Задания составляются в формулировках, принятых в учебниках из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ для использования в школах. Содержание заданий определяется ФГОС.
Проверка работ участников ВПР осуществляется коллегиально учителями школы в день проведения работы. После проверки работ результаты вносятся школами через личные кабинеты в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.
На федеральном уровне результаты используются для развития единого образовательного пространства страны, формирования единых ориентиров в оценке результатов обучения, мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов. На региональном – для диагностики качества образования, формирования программ повышения квалификации учителей. Управленческие решения по низким результатам не принимаются.